Рано или поздно любой автовладелец сталкивается с тем, что его машина нуждается в ремонте и перед ним встает необходимость обращения в сервис. Существующие на рынке сервисные центры можно разделить на две основные группы: официальные и неофициальные. При этом в последнее время, особенно в больших городах, наблюдается смещение потребительских предпочтений в пользу официальных сервисных центров.
Это связано с тем, что люди приобретают новые автомобили, которые по гарантийным обязательствам должны обслуживаться у официальных дилеров. Поскольку стоимость работ и их проведение регламентированы автопроизводителем и почти везде одинаковы, то определяющим критерием выбора становятся такие показатели как качество, уровень сервиса и экономия времени.
Неофициальные станции техобсуживания также конкурируют в погоне за клиентами. Они делятся на так называемые независимые и гаражные сервисы. Основным преимуществом этих игроков является стоимость оказываемых услуг. Однако существует ряд недостатков, способных перечеркнуть этот плюс. Прежде всего это касается оборудования, на котором производится ремонт или обслуживание автомобилей, что для некоторых моделей является ключевым моментом в проведении профессионального ремонта.
«На неофициальных станциях техобслуживания довольно часто приходится полагаться на совесть и квалификацию мастера, — говорит Евгений Полищук, директор сервисного центра «Хонда АвтоРусь». — Поскольку в отрасли нет единых стандартов оказания услуг, то и в случае спорных вопросов доказать вину такого салона будет крайне сложно, в то время как официальные дилеры несут четкую юридическую ответственность перед потребителями».
Тех автолюбителей, кто все же делает выбор в пользу неофициальных сервисных центров, специалисты дилеров предостерегают от основных уловок, с которыми можно столкнуться при обращении в недобросовестный сервис:
1. Завышение необходимого объёма работ.
Недобросовестные мастера могут представить проблему как более серьезную или придумать дополнительные работы. Как правило, неопытные автолюбители часто попадаются на такие уловки и стоимость за работы значительно возрастает.
2. Необоснованное затягивание ремонта при оплате нормочасов
Даже если с клиентом оговорены те работы, которые нужно выполнить, окончательный счёт может быть увеличен из-за неожиданно возникших трудностей. Их преодоление, якобы, потребовало гораздо большего времени, соответственно, его нужно оплачивать.
3. Обман при установке деталей
В качестве одного из способов нажиться на клиенте недобросовестные сервисы используют махинации с запчастями. Самый безобидный, но от этого не менее неприятный способ — замена неисправной детали на более дешёвую. При этом в счёте будет указана оригинальная или деталь от престижного производителя. Худший вариант, когда ремонт не производится вообще или запчасть меняют на худшую.
4. Мошенничество при замене масла и прочих технических жидкостей
Недобросовестные работники могут использовать дешёвый или некачественный продукт, что отразится на работе автомобиля не лучшим образом.
Впрочем, Александр Сотников, технический директор частного сервиса, говорит о том, что и у официальных дилеров не всё всегда хорошо: «Один из самых распространённых способов заработать на клиенте — растягивание времени ремонта, особенно это касается премиальных брендов, у которых нормочас стоит достаточно дорого. Лишнее время не обязательно может быть большим, но в совокупности сервис зарабатывает свою копеечку. Второе — замена хорошего на новое: деталь может пострадать несущественно и прослужить ещё определённое время, но сервис меняет её на новую. Причём не всегда это будет «оригинал», в некоторых случаях ставят запчасти «от партнёров», хотя те детали, с которыми машина выпущена с конвейера, служат дольше всего».