Иными словами, трос для подъёмника является неотъемлемой частью любого поднимающего механизма (будь то обыкновенная ручная таль или пассажирский лифт), вследствие чего особое внимание при его приобретении уделяется таким параметрам, как прочность, эластичность, процент (коэффициент) растяжения и.т.д.
Большая часть данных характеристик зависит от материала и конструкции троса – поэтому чаще всего на изготовление тросов идут обрезки канатов, сплетённых из стальных проволочных стренг, поверхность которых предварительно оцинковывается.
Однако, производство тросов не является таким уж простым делом, как может показаться вначале – существует огромное множество их типов и конфигураций, каждая из которых предлагает своё, уникальное решение, подходящее под определённый диапазон ситуаций. Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Конструкция канатных тросов
В принципе, любые, даже самые сложные конфигурации, имеют в своей основе один и тот же вариант исполнения – стальной сердечник и проволока. Сердечник, как видно из названия, является основным элементом, «сердцем» как троса, так и отдельных прядей; пряди получаются при обвивке проволоки вокруг малых сердечников и, в свою очередь, обвиваются от большого сердечника, располагающегося в центре.
В связи с этим, маркировка тросов предполагает наличие трёх цифр, обозначающих соответственно количество прядей в тросе, число проволочных нитей в прядях и общее количество сердечников (если третья цифра отсутствует, трос имеет лишь один сердечник в центре.
Как мы уже выяснили, сердечник является едва ли не основным элементом троса, на котором, собственно, и держатся все пряди; при его отсутствии они попросту сбились бы в центр, полностью нарушая всю конструкцию и снижая функциональные свойства изделия.
В качестве материала сердечника используется:
- проволока;
- стальной трос плотного плетения;
- пенька или ткань х/б;
- асбест и другие минеральные соединения.
Важно упомянуть, что сердечники из органических материалов не только способствуют «округлению» троса благодаря более податливой структуре, но и выполняют роль смазывающего элемента. Происходит это следующим образом – перед обвивки сердечника проволокой, пеньку (или другой аналогичный материал) обрабатывают специальными составами и маслами, предотвращающими как гниение самого материала, так и образование коррозии на поверхности проволоки.
Также это способствует значительному снижению трения между прядями и их элементами, благодаря чему полезный срок эксплуатации изделия значительно возрастает по сравнению с конструкциями с металлическим либо проволочным сердечником.
Сердечники из асбеста чаще всего используют при работе с раскалёнными или расплавленными грузами (например, в металлургической промышленности), так как они практически не подвержены влиянию даже критически высоких температур.